Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

плисецкая майя мих

Гуманитарный словарь

ПЛИСЕ́ЦКАЯ Майя Мих. (род. 1925) - балерина и балетмейстер. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1943 (кл. Е. Гердт и М. Леонтьевой). В 1943-88 артистка Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Сюимбике ("Шурале"), Фригия ("Спартак"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Царь-девица ("Конек-Горбунок"), Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), Кармен ("Кармен-сюита"), Нина Заречная и Чайка ("Чайка"), Анна Сергеевна ("Дама с собачкой"), Лауренсия ("Лауренсия"), Анна Каренина ("Анна Каренина"). Среди др. ее ролей: Мирта ("Жизель"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Эгина ("Спартак"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Китри ("Дон Кихот), Раймонда ("Раймонда"), Аврора ("Спящая красавица"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Жар-птица ("Жар-птица"). Выступала в бельгийской труппе "Балет 20 в." в балетах "Айседора" и "Болеро". Выдающаяся балерина современности, П. соединила в своем иск-ве верность акад. традициям рус. классич. школы танца и тяготение к разл. хореогр. стилям балетмейстеров. Наделенная музыкальностью, артистизмом, выигрышными сценич. данными (большой шаг, высокий прыжок, стремительные вращения, редкая выразительность рук), она поражала стихийностью своего темпераментного танца, раскрепощенностью сценич. существования. Внутренне сильные и независимые героини П. обладали масштабностью чувств, неуемностью страстей, трагич. силой переживаний. В 1970-80-х гг. балерина постоянно обращалась к жен. образам рус. лит-ры, психологически тонко воплотив лирич. тему. Среди ее лучших сценич. созданий - миниатюры "Умирающий лебедь" и "Гибель розы". Постановки в Большом т-ре: "Анна Каренина" (совм. с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, 1972), "Чайка" (1980), "Дама с собачкой" (1985); комп. всех балетов Р. Щедрин. В 1988-90 худ. рук. балет. труппы исп. "Лирич. т-ра" в Мадриде. Выступала в балетах "Кармен-сюита" и "Мария Стюарт". С 1991 гастролирует за рубежом. Ее творчеству посвящен к/ф "Балерина", ТВ-фильм "Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая" и др.

М. М. Плисецкая в роли Одетты - Одиллии

М. М. Плисецкая в роли Одетты - Одиллии

Полезные сервисы

плисецкая майя михайловна

Энциклопедический словарь

Плисе́цкая Майя Михайловна (р. 1925), артистка балета, народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1985). В 1943-88 в Большом театре. Партии: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» С. С. Прокофьева), Мехменэ Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова), Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. К. Щедрина) и др. В искусстве Плисецкой сочетаются традиции русской хореографической школы с новаторскими устремлениями современного балета. Поставила балеты, в которых исполнила главные партии: «Анна Каренина» (1972, совместно с другими балетмейстерами), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985) Щедрина, мужа Плисецкой. Специально для Плисецкой создавали балеты крупнейшие хореографы Р. Пети («Больная роза» на музыку Г. Малера) и М. Бежар («Айседора» на собственную музыку). В 1988-90 художественный руководитель балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид). Плисецкая завоевала всемирное признание, её зарубежные гастроли были триумфальными. Снимается в кино. Воспоминания: «Я, Майя Плисецкая» (1994). Ленинская премия (1964).

* * *

ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна - ПЛИСЕ́ЦКАЯ Майя Михайловна (р. 20 ноября 1925, Москва), российская балерина, балетмейстер. Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1985). Премия Анны Павловой (см. ПАВЛОВА Анна Павловна) (1962, Париж), Ленинская премия (1964). Награждена французскими орденами Командора (1984) и Почетного легиона (1986). Доктор Сорбонны (1985).

Небезоблачное начало

Родилась в семье крупного организатора советской промышленности и актрисы немого кино Рахиль Мессерер, сестра и брат которой, Суламифь и Асаф Мессереры, (см. МЕССЕРЕР Асаф Михайлович) были профессиональными танцовщиками. В 1930-40-е гг. они оба танцевали в качестве ведущих солистов Большого театра (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве), а затем стали великолепными педагогами. Наверное, от них унаследовала маленькая Майя страсть к танцу. Детство балерины частично прошло на Шпицбергене, куда ее отец был назначен генеральным консулом и начальником угольных рудников. В 1937 отец и мать были репрессированы (впоследствии отец расстрелян, мать отправлена в лагерь). Майю воспитывала тетка С. Мессерер, которая привела ее в Хореографическое училище. После его окончания в 1943 Плисецкая была принята в Большой театр и очень быстро стала его ведущей балериной.

Прима-балерина Большого театра

В 1945 стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), 1945), затем в 1959 с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» того же автора (балетмейстер Ю. Н. Григорович (см. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич)). Среди лучших ее ролей: Мехменэ Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова (см. МЕЛИКОВ Ариф Джангирович), балетмейстсер Григорович, 1965), Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе (см. БИЗЕ Жорж)-Р. К. Щедрина (см. ЩЕДРИН Родион Константинович), балетмейстер Альберто Алонсо, 1967), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова (см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович)), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич)), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (см. АСАФЬЕВ Борис Владимирович)), Китри («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (см. МИНКУС Людвиг Федорович)), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина (см. ЩЕДРИН Родион Константинович)), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева).

Выступала в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет, 1973); «Болеро» (1975), «Айседора» (первая исполнительница, 1976), «Леда и Лебедь» («Балет ХХ века», Брюссель, 1979); «Федра» (Балетная труппа театра г. Нанси, 1984; театр «Одеон», Париж, 1985; Римская опера, 1985), «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1990).

Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера, она поставила балеты: «Анна Каренина» Щедрина (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии), «Чайка» Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии).

«Лед и пламень»

В 1983-84 являлась художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-90 - балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего. В 1992 в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» Щедрина, где балерина исполнила главную партию.

Плисецкая - универсальная балерина, обладающая редчайшей индивидуальностью и незаурядным сценическим темпераментом. Ей подвластны любые партии: от утонченных лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных, мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема). Несмотря на свои исключительные данные - большой шаг, сильный и высокий прыжок, виртуозное вращение, необыкновенно гибкие, пластичные руки, красивую длинную шею - перед ней в первую очередь всегда вставала задача проникновения во внутренний образ героини, и это ей почти всегда удавалось. В ней удивительно сочетается яркость эмоциональных контрастов с чистотой линий и совершенством форм.

Плисецкая и кино

Плисецкая, являясь многогранной творческой личностью, пробовала себя и в других видах искусства. Она снялась как драматическая актриса в художественных фильмах «Чайковский» (1970) и «Анна Каренина» (1975), создав яркие запоминающиеся образы. Ее хореографические работы запечатлены на пленку в таких фильма-балетах, как «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Кармен-сюита» (1978), «Дама с собачкой» (1986), «Фантазия» (по мотивам «Вешних вод» И. С. Тургенева, 1976).

Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» (1964; новая редакция 1981), кинофильм «Балерина» (1969), телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987).

Бесстрашие истинного художника

По документальным фильмам, телевизионным передачам, репортажам, фотоальбомам Плисецкая неизменно предстает в ореоле постоянного успеха, с победной улыбкой на устах, с торжеством в сияющих глазах, утопающей в море цветов. Однако на ее долю выпало немало испытаний: в детстве - арест родителей, вынужденное сиротство; позднее - постоянный контроль за ее жизнью, долгий запрет на выезд за рубеж, непрекращающаяся борьба за право быть самой собой с «властями» (будь то бдительное око КГБ (см. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ), чиновники министерства культуры, руководство Большого театра).

Плисецкую всегда отличало бесстрашие - творческое и поведенческое. В самых сложных творческих и жизненных ситуациях Плисецкая отчаянно шла на риск, бросая вызов привычным представлениям об исполнительских и возрастных возможностях, об интерпретациях тех или иных классических партий, о самих темах, доступных балету. Мужественно идя «против течения», она сохранила собственную независимость. Будучи обладательницей самых престижных регалий, сотрудничая с выдающимися хореографами мира, балетными труппами Римской оперы и мадридского «Театро лирико насиональ», «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара, Плисецкая вынуждена была уйти в 1988 из родного Большого театра, которому балерина отдала почти полвека жизни. Она не всегда вписывалась в ситуацию «единомыслия», царившую в Большом театре.

Майя Михайловна обладает редчайшим даром: едва появившись на сцене и не сделав еще ни одного движения, она властно приковывает к себе внимание, завораживая зрителей уже самим своим присутствием, внутренней значительностью, магией личности. Неповторимость великой балерины проявилась и в ее вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая...» (1994). Эту книгу она посвятила своему мужу, выдающемуся композитору Р. К. Щедрину (см. ЩЕДРИН Родион Константинович). Специально для Плисецкой он написал балеты «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», взяв за основу знаменитую оперу Бизе (см. БИЗЕ Жорж), превратил ее в «Кармен-сюиту». С 1994 в Санкт-Петербурге проводится международный конкурс балета под названием «Майя».

Большой энциклопедический словарь

ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна (р. 1925) - российская артистка балета, народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1985). В 1943-88 в Большом театре (Одетта-Одиллия - "Лебединое озеро" П. И. Чайковского, 1947; Китри - "Дон Кихот" Л. Ф. Минкуса, 1951). В искусстве Плисецкой сочетаются традиции русской хореографической школы с новаторскими устремлениями современного балета. Поставила балеты, в которых исполнила главные партии: "Анна Каренина" (1972, совместно с другими балетмейстерами), "Чайка" (1980) и "Дама с собачкой" (1985) Р. К. Щедрина, мужа Плисецкой. В 1988-90 художественный руководитель балетной труппы "Театро лирико насиональ" (Мадрид). Плисецкая завоевала всемирное признание, ее зарубежные гастроли были триумфальными. Снимается в кино. Воспоминания: "Я, Майя Плисецкая", 1994. Ленинская премия (1964).

Энциклопедия Кольера

ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна (р. 1925), русская балерина. Для ее исполнительского стиля характерны техническая виртуозность, выразительность рук и ладоней, высокий прыжок и сильный актерский темперамент. Плисецкая родилась в театральной семье в Москве 20 ноября 1925. В возрасте 9 лет она поступила в Московское хореографическое училище, где училась у Е.П.Гердт, а позже у А.Я.Вагановой. Еще до выпуска из училища (1943) Плисецкая танцевала сольные партии в Большом театре, а потом была принята солисткой в труппу. Основные партии балерины этого периода - Маша (Щелкунчик, музыка Чайковского, хореография Б.И.Вайнонена, 1944), Мирта (Жизель, музыка А.Адана, 1944), Раймонда в одноименном балете (музыка А.К.Глазунова, 1945) и Одетта-Одилия в Лебедином озере (музыка Чайковского, 1947). Среди других крупных работ балерины - Зарема в балете Р.В.Захарова на музыку Б.В.Асафьева (Бахчисарайский фонтан, 1948), Китри (Дон Кихот, музыка Минкуса, 1950), Хозяйка медной горы в балете Л.М.Лавровского Сказ о каменном цветке (музыка Прокофьева, 1954) и в балете с той же музыкой, но под названием Каменный цветок в постановке Ю.Н.Григоровича (1965), главная роль в Лауренсии В.М.Чабукиани (музыка А.А.Крейна, 1955), Фригия (Спартак, в постановке Л.В.Якобсона, музыка А.И.Хачатуряна, 1962) и Эгина в том же балете в постановке Ю.Н.Григоровича (1968), Мехмене Банц в балете Ю.Н.Григоровича Легенда о любви (музыка А.Д.Меликова, 1965), а также менее характерные для амплуа Плисецкой Аврора (Спящая красавица, музыка Чайковского, 1952) и Джульетта (Ромео и Джульетта Л.М.Лавровского, музыка С.С.Прокофьева, 1961). К более позднему периоду относятся работа Плисецкой в Кармен-сюите (Альберто Алонсо на музыку Ж.Бизе в инструментовке Р.К.Щедрина, 1967), а также знаменитый сольный номер балерины Умирающий лебедь. Плисецкая поставила балеты Р.К.Щедрина (мужа балерины) Анна Каренина (совместно с Н.И.Рыженко и В.В.Смирновым-Головановым, 1972), Чайка (1980) и Дама с собачкой (1985), исполнив в них главные роли. С участием Плисецкой снят ряд фильмов. Плисецкая была награждена Ленинской премией (1964), а также званием народной артистки СССР.

ЛИТЕРАТУРА

Рославлева Н.П. М.Плисецкая. М., 1968 Плисецкая М.М. Я, Майя Плисецкая. М., 1998

Полезные сервисы